Каталог товаров
Обратный звонок
Оставьте ваши контактные данные

Rolls-Royce готов построить в Британии 16 мини-АЭС. Почему экологи против

16:11:2020

         Консорциум компаний под руководством Rolls-Royce (более известной своими лимузинами представительского класса и авиационными двигателями) объявил о планах построить в ближайшие пять лет в Англии 16 мини-АЭС с модульными реакторами.

         Руководство консорциума уверяет, что помимо производства электричества с низкими затратами и выбросами СО2 это создаст новую статью экспорта. Правительство, в свою очередь, утверждает, что атомная энергетика необходима стране, если она хочет добиться нулевого углеродного баланса (когда выброс углекислого газа в атмосферу и его поглощение уравновешены) к 2050 году.

         Однако проблема в том, что шесть из семи ныне действующих в стране реакторов отработают свой ресурс к 2030 году, а последний будет выведен из эксплуатации в 2035 году.

         Сейчас на их долю приходится около 20% всей вырабатываемой в стране электроэнергии.

Что такое малый модульный реактор?

         Rolls-Royce и ее партнеры утверждают, что вместо строительства ядерных колоссов имеет смысл создавать небольшие АЭС с малыми модульными реакторами (ММР), которые выходят готовыми прямо с заводa.

         Это позволило бы централизованно создавать сотни необходимых компонентов и подобно деталям конструктора Lego отправлять их к месту строительства АЭС.

         Таким образом, по мнению авторов проекта, удастся решить главную проблему ядерной энергетики - ее заоблачную стоимость. Высокая цена в первую очередь связана с необходимостью соблюдения очень жестких стандартов безопасности. А возможностей для рационализаторства и исправления ошибок в этой области практически нет, потому что новых АЭС почти не строят.

         Поэтому Rolls-Royce и предложила вместо одной-двух крупных АЭС построить много малых, за счет чего снизить сроки строительства и заодно усовершенствовать технологии.

 

         "Если сосредоточить все производство под строгим контролем на одной фабрике, это заметно снизит стоимость за счет упрощения и стандартизации процессов", - уверяет исполнительный директор британского консорциума малых модульных реакторов (UK SMR) Том Сэмсон.

         Каждая мини-АЭС будет способна выдавать мощность в 440 мегаватт, этого вполне достаточно, чтобы обеспечить электричеством город вроде Шеффилда с населением около 600 тыс. человек. А когда технологии будут отработы, станция будет стоить около 2 млрд фунтов каждая.

         Первые модульные реакторы консорциум планирует вывести на полную мощность уже через 10 лет, и к тому времени он сможет строить по две мини-АЭС в год.

         Для сравнения: гораздо более крупная атомная станция, строящаяся сейчас в Хинкли-Пойнт в Сомерсете, как ожидается, будет стоить около 22 миллиардов фунтов стерлингов, но будет производить более 3 гигаватт электроэнергии - более чем в шесть раз больше.

         Помимо того, что к 2030 году будут отключены шесть атомных станций, есть еще одна проблема.Необходимо учитывать резкое увеличение спроса на электроэнергию в ближайшие десятилетия: мы собираемся достичь нашей чистой нулевой цели, нам нужно прекратить использовать ископаемое топливо для транспорта и отопления домов. Правительство Британии заявило, что это может привести к трехкратному увеличению потребления электроэнергии.

Конкуренты дышат в затылок

         UK SMR – не единственный игрок на рынке, заметивший привлекательность малых модульных реакторов – над похожими проектами работают еще десятки компаний.

         Это весьма тревожит экологов, по мнению которых малые реакторы ничуть не менее опасны, чем большие, когда речь заходит о возможности радиоактивных выбросов или военного применения ядерных технологий. Не удивительно, что они советуют правительству инвестировать не в атом, а в водород или геотермальные источники энергии.

         К тому же, как указывает эксперт в области ядерной энергетики Университета Британской Колумбии профессор М.В. Рамана, есть и другие причины поставить под сомнение пользу проекта ММР.

Он выдвигает сразу несколько аргументов:

  • Не слишком ли оптимистичен 10-летний план? Как подсказывает вся история ядерной энергетики, ни один крупный проект не был закончен в срок и не уложился в бюджет.
  • Даст ли модульный подход реальную экономию? Малые реакторы должны отвечать тем же строгим требованиям безопасности, что и большие, и опыт США и Китая говорит о том, что стоимость маленьких АЭС не сильно отличается от стоимости больших.
  • Будет ли 2030 году рынок для таких АЭС? К моменту вступления в строй первых ММР им придется конкурировать с электростанциями, которые используют возобновляемые источник энергии, а они, вероятно, будут куда дешевле и эффективнее, чем сегодня.

Экспорт на глобальный рынок

         Если Rolls-Royce и его партнеры смогут доказать, что данная концепция действительно поставляет высококачественные АЭС вовремя и в рамках бюджета, то потенциально существует огромный мировой рынок для этой технологии.

         По словам консультанта по чистой энергии Михаэля Либрейха, цена за единицу электроэнергии может быть выше, чем при использовании ветровой или солнечной энергии, но атомная энергия обеспечивает электроэнергию практически круглосуточно и без выходных, поэтому за нее стоит заплатить.

         UK SMR позиционирует эту концепцию как британское решение глобальной проблемы борьбы с изменением климата и заявляет, что по мере того, как мир начинает переходить на низкоуглеродную энергию, появится огромный экспортный рынок.

         И хотя могут быть веские причины сомневаться в том, оправдает ли концепция SMR свои обещания относительно недорогой ядерной энергетики, нет никаких сомнений в том, что она дает именно то оптимистическое видение промышленного будущего Великобритании, в котором отчаянно нуждается страна.

         Мы обязательно напишем, чем завершится эта история.

Обратная связь
Заказатьв 1 клик